Воскресенье
05.05.2024
23:14
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методология науки

Теологизация науки

Несмотря на амбивалентный характер средневековой науки (на­ука была одновременно сферой деятельности по получению досто­верных знаний о природной реальности и средством подтверждения богословских учений), в ней фактически никогда не иссякала работа методологического характера по осмыслению содержания принци­пов научного мышления. Поскольку ни античная, ни средневековая наука широко не куль­тивировали экспериментальных исследований, главной ареной ре­шающих событий в сфере методологи науки была картина мира, вырабатываемая, прежде всего, путем умозрительных действий. На ее формирование непосредственное воздействие оказывала религия. В соответствии с христианской религиозной установкой на удво­ение миров (признание неравноправного существования мира "гор­него", небесного, высшего, совершенного и мира "дольнего", земного, низшего, несовершенного, греховного) исследуемая наукой реальность также удваивалась. С одной стороны, признавалось существование совершенного, грандиозного по своей масштабности Макрокосма и локального Микрокосма, содержание которого включало человека и его ближайшую (земную) среду обитания. События в Макрокосме (состояния и движения небесных тел) предопределяли события в Микрокосме (атмосферные явления, специфику вещественных эле­ментов, телесных и душевных состояний человека). Соответственно наука была ориентирована на изучение корреляций явлений Макро­косма и Микрокосма, направляемое общим представлением о нали­чии между ними "симпатий" ("сродства") или "антипатий" как по­сылке, имеющей отчетливо выраженный синкретический характер (смешивающей религиозные, натурфилософские (биологические), нравственно-этические и эстетические принципы духовного освое­ния реальности). Особое место и значение в этом плане имела выдвинутая Авгус­тином аналогия общегносеологического масштаба, согласно которой человеческое познание уподоблялось процессу иллюминации (озаре­ния) человеческого ума божественным светом (носителем вечных, объективных истин, к числу которых он относил прежде всего пред­ставления о фигурах, количественных отношениях, правилах науки). В доминирующей версии этой аналогии активную роль играет внут­ренний свет человеческого ума, который высвечивает в памяти чело­века объективные истины, занесенные божественным светом в душу, а точнее, в память человека как одну из сфер его души (в итоге сход­ное познается сходным). Ее восприняли не только большинство сред­невековых теологов в своих рассуждениях о путях и возможностях человеческого познания, но и представители одной из наиболее ран­них наук физико-математического цикла — оптики, где она высту­пила важным внутренним фактором динамики исследуемых про­блем, а в конечном счете — одним из факторов секуляризованного понимания света как независимой природный реальности и предмета данной науки.