Теологизация науки
Несмотря на амбивалентный характер средневековой науки (наука была одновременно сферой деятельности по получению достоверных знаний о природной реальности и средством подтверждения богословских учений), в ней фактически никогда не иссякала работа методологического характера по осмыслению содержания принципов научного мышления. Поскольку ни античная, ни средневековая наука широко не культивировали экспериментальных исследований, главной ареной решающих событий в сфере методологи науки была картина мира, вырабатываемая, прежде всего, путем умозрительных действий. На ее формирование непосредственное воздействие оказывала религия. В соответствии с христианской религиозной установкой на удвоение миров (признание неравноправного существования мира "горнего", небесного, высшего, совершенного и мира "дольнего", земного, низшего, несовершенного, греховного) исследуемая наукой реальность также удваивалась. С одной стороны, признавалось существование совершенного, грандиозного по своей масштабности Макрокосма и локального Микрокосма, содержание которого включало человека и его ближайшую (земную) среду обитания. События в Макрокосме (состояния и движения небесных тел) предопределяли события в Микрокосме (атмосферные явления, специфику вещественных элементов, телесных и душевных состояний человека). Соответственно наука была ориентирована на изучение корреляций явлений Макрокосма и Микрокосма, направляемое общим представлением о наличии между ними "симпатий" ("сродства") или "антипатий" как посылке, имеющей отчетливо выраженный синкретический характер (смешивающей религиозные, натурфилософские (биологические), нравственно-этические и эстетические принципы духовного освоения реальности). Особое место и значение в этом плане имела выдвинутая Августином аналогия общегносеологического масштаба, согласно которой человеческое познание уподоблялось процессу иллюминации (озарения) человеческого ума божественным светом (носителем вечных, объективных истин, к числу которых он относил прежде всего представления о фигурах, количественных отношениях, правилах науки). В доминирующей версии этой аналогии активную роль играет внутренний свет человеческого ума, который высвечивает в памяти человека объективные истины, занесенные божественным светом в душу, а точнее, в память человека как одну из сфер его души (в итоге сходное познается сходным). Ее восприняли не только большинство средневековых теологов в своих рассуждениях о путях и возможностях человеческого познания, но и представители одной из наиболее ранних наук физико-математического цикла — оптики, где она выступила важным внутренним фактором динамики исследуемых проблем, а в конечном счете — одним из факторов секуляризованного понимания света как независимой природный реальности и предмета данной науки.