Наследие Платона
Наследие Платона содержит описания "начал" знания как его окончательных и абсолютных основ, восхождение к которым через цепь предположений и обратное движение от них к конкретным, в том числе и чувственно воспринимаемым предметам, представляется ему единственно верным методом познания[1]. Аналогичного представления придерживался и Аристотель. Он расходился с Платоном в понимании природы начал, не придавал исключительное значение идее блага как олицетворению наиболее фундаментального начала научного знания, но в полном соответствии с идеологией дедуктивного подхода подчеркивал более высокий истинностный статус той системы, которая исходит из меньшего количества начал[2]. Будучи современником Гиппократа, Леонта и Февдия, которые разрабатывали своды математического знания, подобные "Началам" Евклида, и видным ученым своего времени (по праву причисляемым к основоположникам биологии), Аристотель воспроизвел в обобщенном виде особенности реальной научной работы своего времени (прежде всего, в области математики и биологии). Изложенной им общей схемы научного исследования, предусматривающей осмысление содержания проблемы, степени ее изученности другими исследователями и значения собственных результатов, придерживаются и в настоящее время. Первостепенное значение имел адекватно осмысленный Аристотелем идеал дедуктивной организации и развития математического знания, по аналогии с которым им представлялся образец правильной организации и развития научного знания в целом. Этот образец предписывал включение в систему научного знания в качестве ее основы небольшого количества общих положений (начал), из которых по правилам дедукции выводится вся совокупность знаний, образующих систему. Именно усилиями Аристотеля было обеспечено прочное закрепление в науке и формах ее рефлексивного осмысления дедуктивизма как фундаментального принципа организации и развития научного знания. Величайшим достижением Аристотеля в области теории познания м методологии науки было также то, что правила дедуктивной организации и развития научного знания у него были сопряжены с такими фундаментальными принципами, как причинность, всеобщность, необходимость, иерархичность, составляющими ядро объяснительных схем современной науки. Эти принципы, а также разработанная им система категорий служили основанием другой универсальной гносеологической и методологической ориентации, заложенной в Античности — эссенциализма. [1] Наиболее отчетливо эти представления изложены в работе Платона "Государство" и диалоге "Федр".
[2] Аристотель. Вторая аналитика //Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 307.