Воскресенье
05.05.2024
16:04
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методология науки

Наследие Платона

Наследие Платона содержит описания "начал" знания как его окончательных и абсолютных основ, восхождение к которым через цепь предположений и обратное движение от них к конкретным, в том числе и чувственно воспринимаемым предметам, представляется ему единственно верным методом познания[1]. Аналогичного пред­ставления придерживался и Аристотель. Он расходился с Платоном в понимании природы начал, не придавал исключительное значение идее блага как олицетворению наиболее фундаментального начала научного знания, но в полном соответствии с идеологией дедуктив­ного подхода подчеркивал более высокий истинностный статус той системы, которая исходит из меньшего количества начал[2]. Будучи современником Гиппократа, Леонта и Февдия, которые разрабатывали своды математического знания, подобные "Началам" Евклида, и видным ученым своего времени (по праву причисляе­мым к основоположникам биологии), Аристотель воспроизвел в обоб­щенном виде особенности реальной научной работы своего времени (прежде всего, в области математики и биологии). Изложенной им общей схемы научного исследования, предусматривающей осмысле­ние содержания проблемы, степени ее изученности другими исследо­вателями и значения собственных результатов, придерживаются и в настоящее время. Первостепенное значение имел адекватно осмыс­ленный Аристотелем идеал дедуктивной организации и развития математического знания, по аналогии с которым им представлялся образец правильной организации и развития научного знания в це­лом. Этот образец предписывал включение в систему научного зна­ния в качестве ее основы небольшого количества общих положений (начал), из которых по правилам дедукции выводится вся совокуп­ность знаний, образующих систему. Именно усилиями Аристотеля было обеспечено прочное закрепление в науке и формах ее рефлек­сивного осмысления дедуктивизма как фундаментального принципа организации и развития научного знания. Величайшим достижением Аристотеля в области теории познания м методологии науки было также то, что правила дедуктивной орга­низации и развития научного знания у него были сопряжены с та­кими фундаментальными принципами, как причинность, всеобщность, необходимость, иерархичность, составляющими ядро объяснительных схем современной науки. Эти принципы, а также разработанная им система категорий служили основанием другой универсальной гно­сеологической и методологической ориентации, заложенной в Антич­ности — эссенциализма. [1] Наиболее отчетливо эти представления изложены в работе Платона "Государ­ство" и диалоге "Федр".
[2] Аристотель. Вторая аналитика //Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 307.