Воскресенье
05.05.2024
15:54
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методология науки

Средневековая теория

Знание, выражающее законы природы, мыслилось как завершен­ное представление о ней, т.е. в полном соответствии с античной кон­цепцией истины как исчерпывающего знания о совершенном Кос­мосе, в которой ставить вопрос об исправлении и дополнении знания считалось столь же бессмысленным, как пытаться улучшить совериный Космос. Средневековая теория "двойственной истины" явно мо устраивала ренессансных мыслителей, твердо стоявших на при-iмании разумности природы, в которой (разумности) проявилась бо­жественная мудрость, и признании человеческой способности позна-нать природу как важнейшего пути познания божественной мудрости. "Поэтому, — отмечал А. Дони, — кто пренебрегает природой, тот явным образом пренебрегает тем, что сделал Бог для своего прояв­ления; и кто отвергает ее, тот отвергает замысел и деяние Бога; а кто отвращается от нее и презирает ее, тот отвращается от познания Бога и презирает его. Так неразумно и по невежеству оказываются миновными в подобном преступлении те, кто клевещет на исследо-мателей природы и природных оснований"[1]. Непопулярность теории "двойственной истины" проявилась в том, что некоторые авторы философских трудов (А. Телезио) даже не упоминали о ней. Однако it связи с тем, что взамен не было предложено сколь-либо оригиналь­ных представлений, ученые (физики) Ренессанса подобно античным мыслителям предпочитали оставаться уверенными, что полученные ими знания являются абсолютно достоверными. Ренессанская философия науки отмечена нарастанием секуляр-ных ориентации, а также процессами интенсивной "социализации" науки. И хотя новый более высокий социальный статус она приоб­рела позднее (в Новое время), в эпоху Возрождения можно наблю­дать установление связей науки с новыми для нее сферами человечес­кой деятельности и прежде всего сферой практики. Дж. Бернал отме­чал, что улучшение положения ремесленников позволило возобновить связь между их традициями и традициями теоретиков, которая была разорвана чуть ли не с начала ранних цивилизаций. И тем, и другим предстояло внести важнейший вклад в науку: ремесленники могли дополнить старые технические приемы классической античности но­выми изобретениями, появившимися в средние века; теоретики мог­ли сделать свой вклад в области мировоззрения, идей и, быть может больше всего, логических методов доказательства, заимствованных у греков через арабскую и схоластическую философию, а также в раз­работке новых методов вычисления. Такое соединение этих двух подходов заняло некоторое время и постепенно распространялось, охватывая сначала различные области познания и действительности. Однако стоило только этим двум составляющим объединиться, как ничто уже не могло бы больше разъединить их. Основная интеллек­туальная задача Возрождения состояла в новом открытии и овладе­нии миром созданного и естественного. Новые отношения науки и практики были результатом действия многих факторов. Запросы зарождающегося нового социально-эко­номического (капиталистического) уклада были одним из них, не далеко не доминирующим (таковыми они не стали даже в Новое время). Преобладающее значение имели антропологические факторы. Их философское осмысление выразилось в ренессансных представ­лениях о человеке как творце, чьи способности к созданию нового сопоставимы с божественными (по мысли М. Фичино, человек мог бы создать сами светила, если бы имел соответствующие орудия небесный материал). В философском осмыслении человека домини­ровали идеи о его творческом самовыражении, одним из конкрет­ных путей которого было научное познание, прежде всего, как пости­жение тайн мироздания. Практические интенции научного позна­ния стимулировались не столько общей (достаточно абстрактной) установкой на материализацию знания, сколько текущими запросам» градостроительства, фортификации, судоходства и связанной с ним инженерной деятельности, а также ценностными ориентациями, не носящими утилитарно-гедонистический характер. Культ наслаждение мирскими благами, пришедшей на смену средневековому идеалу ас­кетизма, в своей практической реализации был связан с куплей-про­дажей. Нужные деньги зарабатывались различными способами: тор­говлей, пиратством, ростовщичеством, налаживанием более эффек­тивного производства. В последнем случае применение научных знаний на практике двигал не чисто инженерный интерес, а матери­альный расчет и стремление превзойти других. [1] Цит. по: Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрож­дения. М.: Мысль, 1977. С. 145