Воскресенье
05.05.2024
14:57
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методология науки

Философская методология Возрождения

В сфере общенаучной методологии, от имени которой в последую­щий период Нового времени стала выступать методология физичес­кого познания, были заложены фундаментальные основания, доста­точно отчетливо сформулированные Г. Галилеем. Это взаимосвязан­ные принцип математически выраженной зависимости и метод мысленного эксперимента. В соответствии с первым все, получен­ные в наблюдениях и реальных экспериментах качественные зави­симости между характеристиками исследуемых объектов (явлений, процессов) — уменьшение, увеличение, убывание, нарастание и дру­гие — должны быть выражены количественно с максимально воз­можной степенью точности. Метод мысленного эксперимента пред­полагал не просто возможность замены процессов оперирования с материальными объектами их мысленными объектами (это простей­ший мысленный прием как научного, так и вненаучного познания), а манипулирование мысленными объектами, параметры которых со­пряжены с различного родя предельными случаями и выражаются через математические понятия, в частности, посредством понятия бесконечно малой величины, благодаря чему создается возможность с полным (математическим по своему характеру) основанием абст­рагироваться от некоторых параметров и представить (репрезенти­ровать) исследуемый объект "в чистом виде", в виде идеализации, не оставляющей сомнения в ее достоверности. Так исследуя прямоли­нейное механическое движение, Г. Галилей в известных мысленных экспериментах с наклонной плоскостью и движущимся по ней ша­ром, не испытывающим сил трения и сопротивления воздуха (среды), аппелирует к понятию "сила, меньше всякой другой силы", коррели­рующим с математическим понятием бесконечно малой величины. Сопряженность мысленного эксперимента с принципом матема­тически выраженной зависимости явилась своего рода прикладным аспектом стимулируемых ею кардинальных мировоззренческих и философско-методологических трансформаций. Изменилось представ­ление о материи. Отныне она предстает как неизменная, устойчивая, самотождественная, потеряв те качества, которые ей приписывали в Античности и Средние века — аморфность, неустойчивость, изменчи­вость. Фактически она стала обладать характеристиками, которыми в эпоху Античности наделялись идеи (Платон) и форма (Аристотель). Соответственно стало нормой представление о том, что материаль­ные явления познаются не только по каналам чувственного вос­приятия, но и рациональными средствами, в том числе математи­ческими. В итоге к концу XVI в. было преодолено убеждение в том, что математика неприменима к исследованию земных материаль­ных (физических) явлений. Ранее ее уделом считалось описание небесных тел и их совершенных движений, в частности, в Средние века математику считали разделом астрономии. Все это открывало возможность трактовки реального экспери­мента как материализации математической конструкции — собы­тия достаточно определенно осмысленного Г. Галилеем, революци­онного по своему качеству и имевшего кардинальное значение для последующего развития науки. В философской методологии Возрождения достаточно отчетливо наметилось расхождение с аристотелевско-схоластической эссенци-алистской трактовкой основной цели научного познания, состоящей в познании сущностей видимого мира вещей и явлений как субстан­циальных качеств, иерархизированных по степени совершенства и целевому предназначению. В этой связи Дж. Бернал отмечал, что конечные цели уступили место механическим причинам, и иерархи­ческая вселенная средних веков была смещена и заменена другой. Отныне независимые частицы, руководимые незримой конституцией законов природы, могли свободно воздействовать друг на друга. В свою очередь, как показал опыт, знание этих законов дало в руки человека ключ, позволивший ему обуздать силы природы и заставить их слу­жить себе. Возвышенное созерцание уступило место полезной дея­тельности.