Философская методология Возрождения
В сфере общенаучной методологии, от имени которой в последующий период Нового времени стала выступать методология физического познания, были заложены фундаментальные основания, достаточно отчетливо сформулированные Г. Галилеем. Это взаимосвязанные принцип математически выраженной зависимости и метод мысленного эксперимента. В соответствии с первым все, полученные в наблюдениях и реальных экспериментах качественные зависимости между характеристиками исследуемых объектов (явлений, процессов) — уменьшение, увеличение, убывание, нарастание и другие — должны быть выражены количественно с максимально возможной степенью точности. Метод мысленного эксперимента предполагал не просто возможность замены процессов оперирования с материальными объектами их мысленными объектами (это простейший мысленный прием как научного, так и вненаучного познания), а манипулирование мысленными объектами, параметры которых сопряжены с различного родя предельными случаями и выражаются через математические понятия, в частности, посредством понятия бесконечно малой величины, благодаря чему создается возможность с полным (математическим по своему характеру) основанием абстрагироваться от некоторых параметров и представить (репрезентировать) исследуемый объект "в чистом виде", в виде идеализации, не оставляющей сомнения в ее достоверности. Так исследуя прямолинейное механическое движение, Г. Галилей в известных мысленных экспериментах с наклонной плоскостью и движущимся по ней шаром, не испытывающим сил трения и сопротивления воздуха (среды), аппелирует к понятию "сила, меньше всякой другой силы", коррелирующим с математическим понятием бесконечно малой величины. Сопряженность мысленного эксперимента с принципом математически выраженной зависимости явилась своего рода прикладным аспектом стимулируемых ею кардинальных мировоззренческих и философско-методологических трансформаций. Изменилось представление о материи. Отныне она предстает как неизменная, устойчивая, самотождественная, потеряв те качества, которые ей приписывали в Античности и Средние века — аморфность, неустойчивость, изменчивость. Фактически она стала обладать характеристиками, которыми в эпоху Античности наделялись идеи (Платон) и форма (Аристотель). Соответственно стало нормой представление о том, что материальные явления познаются не только по каналам чувственного восприятия, но и рациональными средствами, в том числе математическими. В итоге к концу XVI в. было преодолено убеждение в том, что математика неприменима к исследованию земных материальных (физических) явлений. Ранее ее уделом считалось описание небесных тел и их совершенных движений, в частности, в Средние века математику считали разделом астрономии. Все это открывало возможность трактовки реального эксперимента как материализации математической конструкции — события достаточно определенно осмысленного Г. Галилеем, революционного по своему качеству и имевшего кардинальное значение для последующего развития науки. В философской методологии Возрождения достаточно отчетливо наметилось расхождение с аристотелевско-схоластической эссенци-алистской трактовкой основной цели научного познания, состоящей в познании сущностей видимого мира вещей и явлений как субстанциальных качеств, иерархизированных по степени совершенства и целевому предназначению. В этой связи Дж. Бернал отмечал, что конечные цели уступили место механическим причинам, и иерархическая вселенная средних веков была смещена и заменена другой. Отныне независимые частицы, руководимые незримой конституцией законов природы, могли свободно воздействовать друг на друга. В свою очередь, как показал опыт, знание этих законов дало в руки человека ключ, позволивший ему обуздать силы природы и заставить их служить себе. Возвышенное созерцание уступило место полезной деятельности.