Натурфилософия
В натурфилософии Возрождения наблюдается большое разнообразие концепций как абсолютизирующих Бога, так и практически полностью растворяющих его в природе, преодолевающих антропоморфные представления о нем. Мыслителям этой эпохи предстояло заново решить поставленный еще в средневековой теологии и философии вопрос об отношении конечного мира к бесконечному творческому могуществу Бога. Постулируемое в теологии творческое всемогущество Бога (один из его главных атрибутов) воспринималась как божественная способность к созданию бесконечного множества совершенных бесконечных миров. Однако, согласно Священному Писанию, он создал один конечный мир. Необходимо было объяснить, почему только один (притом конечный) мир, или, опираясь на тот же постулат о творческом всемогуществе Бога, развивать представления о существовании созданных им бесконечном множестве миров, т.е. о бесконечной Вселенной. Обоснование единственности созданного Богом мира было сопряжено с вопросом, почему он ограничил действие своей бесконечно могучей творческой силы. Теологи объясняли это преимущественно действием свободной воли Бога. Однако логически возможным был и иной вариант объяснения, основанный на представлении о конечности его творческой способности (поскольку творчество Бога ограничено его волей) и способности управлять созданным им миром, который, получив божественный импульс, в дальнейшем существует по собственным законам. Также можно было развивать представление, согласно которому бесконечность Вселенной — это результат божественного творчества в соответствии с законами природы. Идея бесконечной Вселенной была самым тесным образом сопряжена с отказом от гелиоцентризма как основного принципа мироздания. В этом плане ренессансная философия прошла наиболее важный рубеж. Основные вехи на данном пути обозначены, во-первых, аргументами Н. Кузанского по десакрализации гелиоцентирческого принципа, хотя при этом он не отдавал предпочтения какой-либо иной системе, утверждая, что мир имеет центр повсюду, поскольку повсюду есть Бог, с которым у него отождествлена природа, во-вторых, построением Н. Коперником достаточно стройно математически обоснованной целостной гелиоцентрической картины мироздания. В этом насыщенном теологической тематикой контексте наиболее динамично развивалась философская методология. При очень большом разнообразии философских направлений (гуманистический антропоцентризм, платонизм, аристотелизм, сенсуализм, эмпиризм, пантеистический онтологизм, натурализм, гилозоизм и др.), так или иначе затрагивавших гносеологические проблемы, появившейся возможности свободной дискуссии (ограниченной лишь после Три-дентского собора во второй половине XVI в.) позитивные результаты в этой области были ожидаемы. Именно философская методология дала ренессансной науке фундаментальные принципы: самодвижения материи, указывающий на внутренний источник активности в природе и исключающий тем самым доминирование внешних (вне-природных) факторов в объяснительных схемах науки (Б. Телезио, А. Дони, Дж. Бруно), сенсуализма (Б. Телезио, А. Дони, П. Помпо-нацци), естественной причинности (Б. Телезио, П. Помпонацци).