Воскресенье
05.05.2024
19:14
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методология науки

Натурфилософия

В натурфилософии Возрождения наблюдается большое разнооб­разие концепций как абсолютизирующих Бога, так и практически полностью растворяющих его в природе, преодолевающих антропо­морфные представления о нем. Мыслителям этой эпохи предстояло заново решить поставленный еще в средневековой теологии и фило­софии вопрос об отношении конечного мира к бесконечному твор­ческому могуществу Бога. Постулируемое в теологии творческое всемогущество Бога (один из его главных атрибутов) воспринима­лась как божественная способность к созданию бесконечного мно­жества совершенных бесконечных миров. Однако, согласно Священ­ному Писанию, он создал один конечный мир. Необходимо было объяснить, почему только один (притом конечный) мир, или, опира­ясь на тот же постулат о творческом всемогуществе Бога, развивать представления о существовании созданных им бесконечном множе­стве миров, т.е. о бесконечной Вселенной. Обоснование единственно­сти созданного Богом мира было сопряжено с вопросом, почему он ограничил действие своей бесконечно могучей творческой силы. Теологи объясняли это преимущественно действием свободной воли Бога. Однако логически возможным был и иной вариант объясне­ния, основанный на представлении о конечности его творческой спо­собности (поскольку творчество Бога ограничено его волей) и спо­собности управлять созданным им миром, который, получив боже­ственный импульс, в дальнейшем существует по собственным законам. Также можно было развивать представление, согласно ко­торому бесконечность Вселенной — это результат божественного твор­чества в соответствии с законами природы. Идея бесконечной Вселенной была самым тесным образом сопря­жена с отказом от гелиоцентризма как основного принципа мирозда­ния. В этом плане ренессансная философия прошла наиболее важ­ный рубеж. Основные вехи на данном пути обозначены, во-первых, аргументами Н. Кузанского по десакрализации гелиоцентирческого принципа, хотя при этом он не отдавал предпочтения какой-либо иной системе, утверждая, что мир имеет центр повсюду, поскольку повсюду есть Бог, с которым у него отождествлена природа, во-вторых, пост­роением Н. Коперником достаточно стройно математически обо­снованной целостной гелиоцентрической картины мироздания. В этом насыщенном теологической тематикой контексте наибо­лее динамично развивалась философская методология. При очень большом разнообразии философских направлений (гуманистичес­кий антропоцентризм, платонизм, аристотелизм, сенсуализм, эмпи­ризм, пантеистический онтологизм, натурализм, гилозоизм и др.), так или иначе затрагивавших гносеологические проблемы, появившейся возможности свободной дискуссии (ограниченной лишь после Три-дентского собора во второй половине XVI в.) позитивные результаты в этой области были ожидаемы. Именно философская методология дала ренессансной науке фундаментальные принципы: самодвиже­ния материи, указывающий на внутренний источник активности в природе и исключающий тем самым доминирование внешних (вне-природных) факторов в объяснительных схемах науки (Б. Телезио, А. Дони, Дж. Бруно), сенсуализма (Б. Телезио, А. Дони, П. Помпо-нацци), естественной причинности (Б. Телезио, П. Помпонацци).