Раннепозитивистская философия
Раннепозитивистская философия науки была разветвленной системой взглядов на науку как социокультурное явление. В ней достаточно определенно осмысливались прогностические возможности научного знания и его практические функции ("Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь" — О. Конт), в том числе по поддержанию социальной стабильности и порядка. Потому и позитивистские методологические посылки (особенно неприятие метафизики), и положения философии науки были созвучны настроениям того научного сообщества, участниками которого были некоторые представители философского течения (Дж. Ст. Милль, В. Уэвелл и др.). В научном сообществе XIX в., как и в науке в целом, набирали интенсивность и масштабы процессы специализации и профессионализации. Методы и результаты работы науки все больше были неподвластны осмыслению с точки зрения здравого смысла и прагматических установок среднего сословия, доминирующего в социуме. Но для создания условий нормального функционирования науки как социального института она нуждалась в поддержке общества. Перед наукой стояли две трудносогласуемые задачи: 1) сформировать образ науки, привлекательный для широкой публики и особенно для той ее части, от которой зависело финансирование и социально-правовая поддержка науки; 2) сохранить относительную внутреннюю самостоятельность науки с ее правом на собственные правила работы. Философия раннего позитивизма практически заложила основы новой идеологии научного развития: во-первых, отмежевавшись от нивелирующих науку старых метафизических схем и всячески превознося позитивный (основанный на опытных данных) метод исследования; во-вторых, обосновывая позитивную роль науки и научного знания в жизнедеятельности социума. Эти установки стали краеугольными и в идеологии формирующегося индустриального общества, опережая темпы его становления. Особенно созвучной философия позитивизма оказалась идее ценностно-нейтрального знания, выдвинутой в науке XIX в., согласно которой сознательно и достаточно жестко устанавливались границы между естествознанием, религиозными представлениями, моральным и политическим знанием, насаждалось подчинение биологических и социальных наук физическим, всячески превозносился лозунг "Наука, технология, прогресс" и стимулировалось признание науки как доминирующего способа самосознания формирующегося индустриального общества (наука — это не только авторитет и сила, предмет публичной гордости, но, прежде всего, объективное и беспристрастное средство достижения желанных целей, орудие всеобщего блага и беспристрастный суд). Разумеется, все это находило отклик в сознании самых широких слоев общества. "Для теологов и политиков, — отмечают Дж. Моррел и А. Тэкри, — наука становилась средством подкрепления их претензий, которые могли теперь рассчитывать на интерпретацию в ее терминах естественного или предопределенного положения человека. Для предпринимателя или инженера наука становилась риторическим гарантом признанности избранных ими курсов деятельности. Для преуспевающего буржуа наука становилась не только приватным наслаждением, но и гражданским долгом. Для самих "джентльменов науки"[1], как и для тех, кто стремился объединиться с ними, наука из длительного интеллектуального поиска и носителя моральных ценностей превращалась в науку — средство давления на правительство, в право на престиж и положение, в средство быстрой карьеры, в субъект грантов, докладов, исследовательских программ, наконец, в науку как средство безупречного и социально признанного самоутверждения"1. [1] "Джентльменами науки" англоязычные исследователи ее истории в XIX в. называли сторонников ориентации на упрочение доминирующего положения физической науки в системе наук, на внедрение физики в образовательные программы в качестве образца формирования интеллектуальных качеств обучаемых, на развитие фундаментальных исследований и депрофанацию образа науки в обществе.