Фактуальные свидетельства
Критериями приемлемости гипотез были "фактуальные свидетельства" (данные наблюдения и опытов), а также моральная достоверность — принципиально новый критерий, вовлекающий в обоснование научного знания человеческий субъективный фактор. Гипотеза (впрочем, как и научные факты, из которых исходил ученый при ее выдвижении) подлежала, во-первых, личностному моральному обоснованию, т.е. выдвинувший ее исследователь должен быть убежден в ее необходимости, беря на себя в условиях "познавательной неопределенности" (фрагментарности эмпирических данных и неполной индукции) ответственность за новое теоретическое суждение. Во-вторых, научное сообщество, зорко следящее за "профессиональной чистоплотностью" исследователя, принимало ее как обоснованную, лишь убедившись в том, что ее автор — человек, обладающий способностью к развитой систематической рефлексии, самостоятельно и критически мыслящий, не подверженный эмоциональному влиянию, безупречно честный, в своей деятельности движимый мотивами служения истине и всеобщему благу. Философия науки Нового времени отмечена достаточно определенным осознанием науки как специфического социокультурного явления, способного радикальным образом улучшить жизнь человека, сделать ее более безопасной и комфортной. Практически на протяжении всего данного исторического периода доминируют воззрения Ф. Бэкона о научном знании как силе, способной покорить природу, одновременно подчиняясь ей. Ориентация философии науки Нового времени в осмыслении социокультурной специфики науки достигла апогея в эпоху Просвещения. Ее девиз "Наука и прогресс" выражал уверенность в том, что человеческий разум способен познать природу, поскольку она устроена разумно, причем настолько глубоко и всесторонне, чтобы на основании научного знания решить не только социально-экономические проблемы, но и объяснить такие феномены духовной жизни общества и отдельного человека как религия, вера, Бог, душа. Однако при этом данная эпоха не отмечена сколь-либо оригинальными методологическими концепциями.