Рационализм Нового времени
Последующие события в сфере методологии науки были связаны с критикой эссенциализма и утверждением нового взгляда на характер отношения научного знания к исследуемой реальности — обосновывалась вероятностная концепция естественнонаучного знания. Это происходило в Новое время (XVII в.). В настоящее время еще находит отзвук доминировавшая до 70—80-х гг. XX в. трактовка отличительных особенностей науки Нового времени, согласно которой для псе характерно: 1) установка на объективность за счет элиминации деформирующих знание субъективных факторов; 2) опора на опыт в форме эксперимента; 3) математизация научного знания; 4) отказ от ценностных ориентации в познании физического мира[1]. Это действительно те характеристики, которые будучи конкретизацией рационалистических мировоззренческих установок, в науке Нового времени получили наиболее последовательную реализацию и рефлексивное методологическое осмысление. Однако в исследованиях ряда англоязычных и российских авторов в 70—80-е гг. XX в. (Была продемонстрирована несостоятельность отмеченной трактовки практически по всем ее основным параметрам[2]. Они показали: 1) что и античная, и средневековая наука были ориентированы на получение объективного знания, называемого логосом, единым, идеями, сущностями; 2) что и до Нового времени опытное знание принималось за основу, а эпоха Позднего Средневековья даже отмечена своеобразным пафосом опытных исследований; 3) что и в античной науке идеалом организации и доказательности знания выступало математическое знание (геометрия Евклида и метод исчерпания Евдокса); 4) что основоположники науки Нового времени связывали науку и ее результаты с вопросами о правильном устройстве общества и моральности, т.е. научное знание в их понимании не было ценностно нейтральным феноменом культуры. Одновременно доказывалось, что наиболее далеко идущим по своей значимости фрагментом методологии науки в Новое время явилась вероятностная концепция естественнонаучного знания, основу которой составляет не утверждение идеала абсолютно достоверного физического знания, не "элиминация субъекта", препятствующего объективности, а именно введение в нее субъекта, осмысление его принципиальной неустранимости и ключевой роли. Л.М. Косарева подчеркивает, что "Впервые в истории гносеологической мысли субъект познания осознается во всей его принципиальной неустранимости; впервые в истории культуры человек осознает, что ему не дана божественная способность в своем опыте безошибочно вычленять абсолютную, окончательную истину. Впервые разрушается уверенность (свойственная человеку Средних веков и Возрождения) в том, что он — "чудо природы", "любимое дитя Бога", "венец творения", что он может стать "вторым Богом". Впервые человек середины XVII в. осознает, что он всего лишь человек, противостоящий огромному миру, в котором ему не суждено слышать музыку сфер или читать мысли Бога. Бог неортодоксальных мировоззренческих систем далек человеку и непостижимы его тайные решения (Бог Декарта, Паскаля, Бойля и Ньютона). Впервые бытие раскалывается на два уровня — "бытие в себе" (Бог и природа) и мир человека, и впервые телесная Вселенная перестает постулироваться как до конца прозрачная, умопостигаемая для человека"[3]. [1] Наиболее системно и последовательно данная трактовка была в свое время изложена в работе. Becker C.L. The heavenly city of the eighteenth — century philosophers. New haven: Yale univ. press, 1932
[2] Работы М. Вартофского, И. Лакатоса, П.П. Гайденко, А.В. Ахутина, В.П. Визгина и др. В наиболее системном варианте это осуществлено в работах Л.М. Косаревой, в частности, Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. М.: Наука, 1989.
[3] Косарева Л.М. Социокултурный генезис науки. Нового времени. Философский аспект проблемы. М.: Наука, 1989. С. 117