Гипотезы
Следует помнить о существенном различии в индивидуальных позициях ученых Нового времени и эволюции их методологических представлений. Ф. Бэкон, явно абсолютизировавший роль экспериментального знания, и Галилей склонялись к эссенциализму. Р. Декарт, наиболее известный широкому читателю как сторонник концепции "самоочевидных" истин (в системе научного знания они являются исходными положениями), в дальнейшем эволюционировал в сторону вероятностной концепции и, став ее основоположником, радикально повлиял на последователей Ф. Бэкона. И. Ньютон, декларировавший знаменитое "Гипотез не измышляю", прекрасно осознавал невозможность получения достоверного знания на основании лишь опытных данных. Он предпочел не задаваться метафизическими вопросами о природе исследуемых явлений (например о природе тяготения), найдя после напряженных размышлений теологического характера приемлемую "волюнтаристскую" концепцию отношения бога и мира, поскольку она избавляла от необходимости поиска ответа на вопрос о сущности (природе) исследуемых явлений и тем самым снижала остроту традиционной для эмпириков проблемы достоверности индуктивных выводов. В русле "теологии воли" (учения, заложенного еще Августином) он ставил, по словам Дж. Роджерса, "события, происходящие в мире, в зависимость не от необходимости, но от воли Бога. Единственный путь к знанию о мире должен лежать через опыт, ибо нет другого пути к познанию воли Бога в ее отношении к миру". Осуществляя экспериментальную исследовательскую работу, И. Ньютон придерживался индуктивистских установок Ф. Бэкона. Его упомянутое "гипотез не измышляю" означало (более точно) "домыслов не сочиняю", поскольку И. Ньютон отказываясь от предположений, не подтвержденных экспериментальными данными, выражаемыми в математической форме, осмысленно использовал гипотезы как форму научного поиска. В разные периоды научного творчества он выдвигал гипотезы об эфире, механической природе теплоты, атомистическом строении вещества, мгновенной передаче гравитационного воздействия. В итоге о новой вероятностной концепции научного знания можно говорить как о модели, представляющей собой систему "равнодействующих", полученных при сопоставлении позиций наиболее видных представителей науки Нового времени. Однако доминирование декартовской системы было несомненным[1]. Согласно ей система научного знания включает: 1) "ясные" и "отчетливые" идеи (это в основном положения и правила математики и логики); 2) знания о явлениях (данные наблюдений и опыта); 3) промежуточные знания гипотетического характера (менее общие по сравнению с идеями и не выводимые из них, но более общие относительно знаний о явлениях). Центральным структурирующим элементом системы были не идеи, не эмпирические данные, а промежуточное знание — гипотезы, имеющие отчетливо выраженный вероятностный характер. Отсюда и квалификация всей концепции научного знания как вероятностной и главного метода познания как метода гипотез. [1] Guerlac H. Neuton at Epicure // Essays and papers in the history of modern science. Baltimore; L., 1997. P. 82-106; Laudan L. Science and hypotheses: History essays on science methodology. Dordrecht etc., 1981. P. 27-58; Rogers GAJ. Decarts and the method of English science // Annals of science. L., 1972. Vol. 29. № 3. P. 237-255; Shapiro B.J. Probably and certainly in seventeenth century England. Princeton (N.J.): Princeton univ. press, 1983. X, 347 p.