Эмпиризм
Эмпиризм в широком смысле — это учение в теории познания, согласно которому чувственный опыт является единственным источником знаний, их основой и критерием истинности. Основоположник эмпиризма Ф. Бэкон в своем философском наследии "отреагировал" практически на все трансформации совре менной ему духовной атмосферы и социальной реальности, так или иначе связанные с положением и ролью науки в обществе. Он известен как противник прямолинейной схоластической теологизации науки, провозвестник ее могущества как преобразующей силы, критический аналитик человеческого разума (выявивший его "призраки" или "идолы", препятствующие адекватному познанию природного мира), создатель индуктивной логики как инструмента обработки данных опыта и превращения их в достоверное знание. Сформулированная Ф. Бэконом система правил индуктивного вывода базируется на определенной совокупности онтологических, гносеологических и логических предпосылок, выраженных им с различной степенью отчетливости. С полной определенностью логико-методологическую проблему правил индуктивного вывода он ставит в контекст своих гносеологических представлений о двух видах знаний (плодоносных, направленных на решение практических задач, и светоносных, направленных на объяснении явлений), связывая ее со вторым видом, а также о трех путях познания, встраивая ее в рассуждения о третьем пути ("пути пчелы", предполагающем соразмерность усилий исследователя, направленных как на накопление фактов, так и на их объяснение). Вместе с тем исключительно важное значение имел ее онтологический контекст, выраженный в учении Ф. Бэкона о природах и формах. Природы — это наблюдаемые человеком многообразные свойства вещей, явлений, процессов, требующие своего причинного объяснения. Формы — это (при всех зафиксированных исследователями творчества Ф. Бэкона разночтениях) сущности природ и их причины. Вопрос о количестве форм остался нерешенным, хотя в принципиальном плане позиция английского философа полнее определенна — число их конечно. Выявление форм, лежащих в основе природ — это и есть главная задача науки, а создание средств и методов их выявления — главная задача философии. Считая неприемлемым дедуктивный метод, допускающий в качестве своей основы (общей или большей) посылки надуманные схоластические конструкции, Ф. Бэкон разрабатывает правила индуктивного вывода, обеспечивающие, на его взгляд, правильный путь восхождения от природ к формам, т.е. причинное объяснение наблюдаемых свойств вещей (явлений, процессов). Они объединялись в виде трех взаимосвязанных "таблиц представления примеров (инстанций) разуму": таблица присутствия, таблица отсутствия, таблица степеней. Первая таблица ориентирует исследователя на фиксацию примеров, в которых присутствует свойство, требующее объяснения. Поскольку набор инстанций, как правило, окажется неполным, желательно обеспечить их максимально возможное разнообразие, чтобы было видно, по каким еще свойствам (наряду с объясняемым) сходны между собой инстанции. Вторая таблица объединяет инстанции, где подлежащее объяснению свойство отсутствует, придерживаясь при этом установки на подбор таких инстанций, которые как можно меньше по набору присущих им свойств отличаются от инстанций первой группы. Перечень такого рода инстанций также не будет полным. Третья таблица объединяет примеры (инстанции), в которых объясняемое свойство проявляется с различной степенью интенсивности.